Этот день учрежден по инициативе депутатов Госдумы. Инициатива празднования Дня семьи поддержана всеми традиционными религиозными организациями России, ведь идея празднования Дня семьи, любви и верности не имеет конфессиональных границ. В каждой религии есть примеры семейной верности и любви.
Главная цель праздника - продвижение здоровых семейных ценностей: любви, верности, ответственности и многодетности, как важнейшей цели семейной политики, становится одной из важнейших задач всего российского общества. Ведь крепкие многодетные семьи - главный ресурс преодоления демографического кризиса.
Установление праздника «День семьи, любви и верности» призвано обратить внимание всего российского народа на то, что семья как основной элемент общества была и остается хранительницей духовно-нравственных ценностей, национальной культуры.
Символично, что праздник впервые отмечался в 2008 году, который был объявлен годом семьи. Идея праздника возникла несколько лет назад у жителей города Мурома, где покоятся мощи святых супругов Петра и Февронии, покровителей христианского брака, чья память совершается 8 июля. В их жизни воплощаются черты, которые традиционные религии России всегда связывали с идеалом супружества, а именно: благочестие, взаимная любовь и верность, совершение дел милосердия и попечение о различных нуждах своих сограждан.
У нового праздника уже есть медаль, которую будут вручать 8 июля, и очень нежный символ – ромашка. Этому теплому празднику рады в любом доме, потому он так легко шагает из церковного календаря и готов постучаться в каждую дверь.
Праздник Петра и Февронии Муромских на Руси отмечается уже 800 лет. По преданию, благоверный князь Петр вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. Во сне князь узнал, что помочь ему может дочь «древолазца» бортника по имени Феврония, крестьянка деревни Ласковой на Рязанщине. Феврония помимо красоты и благочестия славилась мудростью и умением лечить недуги, именно она вылечила князя, и в благодарность за это Петр взял ее в жены.
Однако бояре не признали в Февронии княгини и потребовали от князя отказаться от нее: «Или отпусти жену, которая своим происхождением оскорбляет знатных барынь, или оставь Муром». Тогда Петр и Феврония покинули город и зажили жизнью простых людей - без почестей и богатства, радуясь Божьей помощи.
А в Муроме тем временем разгорелась смута. Бояре собрали совет, на котором решили звать Петра обратно - княжить по совести и справедливости. Князь и княгиня вернулись, и Феврония сумела заслужить любовь горожан.
В преклонных летах Петр и Феврония приняли монашеский постриг в разных монастырях с именами Давид и Евфросиния, они молили Бога, чтобы умереть в один день, и завещали тела их положить в одном гробу. Скончались они в один день и час - 25 июня (по новому стилю - 8 июля) 1228 года.
Сочтя погребение в одном гробе несовместимым с монашеским званием, их тела положили в разных обителях, но на следующий день Петр и Феврония вновь оказались вместе. Погребены святые супруги в соборной церкви Мурома в честь Рождества Пресвятой Богородицы, возведенной над их мощами по обету Иоанном Грозным в 1553 году, ныне они почивают в храме Святой Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме.
Ко Дню семьи, любви и верности, организаторы приготовили медаль специально к этой дате. С одной стороны памятный знак украшен портретами Петра и Февронии, на другой - красуется символ праздника - ромашка, два лепестка у нее окрашены в синий и красный цвета. Медаль "За любовь и верность" является общественной наградой. Медалью награждаются граждане Российской Федерации – супруги, зарегистрировавшие заключение брака не менее 25-ти лет назад, получившие известность среди сограждан крепостью семейных устоев, основанных на взаимной любви и верности, а также добившиеся благополучия, обеспеченного совместным трудом, воспитавшие детей достойными членами общества. Награждение медалью производится в День семьи, любви и верности.
«Истинная семья есть прообраз общиножительства. Она может олицетворять сотрудничество и Иерархию, и все условия Братства. Но весьма редки такие семьи и потому невозможно сказать всем, что семья есть символ Братства. Могут ответить, что семья не есть ли символ вражды? Настолько люди привыкли не уважать дом. Потому среди вопросов воспитания обратим особое внимание на домашний быт. Без строения дома нельзя мыслить и о строении государства». Братство, 57.
Примером семьи будущего можно привести семью Рерихов. Их имена золотыми буквами вписаны в летопись мировой и отечественной культуры. Николай Константинович, Елена Ивановна, их сыновья – Юрий Николаевич и Святослав Николаевич.
Каждый из них оставил свой неповторимый след в культурном пространстве планеты. Необычайная гармония этой великой семьи, представлявшей собой духовное и творческое Единство, где каждый был незаменим, уникален и высокоодарен, поражает и восхищает.
Их жизни – это стремительные, бесстрашные, героические, пройденные в неизменной преданности идеалам Общего Блага, наполненной самоотверженным трудом во имя духовно-культурной эволюции человечества. Общественно-культурная деятельность Рерихов по своим масштабам планетарна.
Подойти с обычными мерками к оценке их жизненного и творческого пути – значит не понять главной сути сделанного этими выдающимися представителями Культуры.
Их мысли, дела, устремления намного опередили сознание современных людей. С течением времени человечество все в большей степени начинает осознавать значение беспримерного творческого Подвига этой семьи.
Держава Рерихов, Держава Красоты и Знания еще надолго останется той нравственной вершиной, к которой люди будут стремиться в поисках вечной Истины.